Создавая приемные семьи, люди часто испытывают большую удовлетворенность от помощи ребенку, который попал в беду. Несмотря на трудности, появление ребенка в вашей семье – это огромная радость, хоть, быть может, вы и далеко не сразу ощутите ее.
Усыновление (удочерение) – это приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Условия и порядок усыновления:
- в настоящее время усыновление производится только судом (ранее осуществлялось органами опеки и попечительства).
- в качестве усыновленных могут быть только несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей. По достижении ребенком десяти лет необходимо его согласие. усыновление братьев и сестер разными лицами как правило, не допускается.
- одним из важнейших условий усыновления является согласие лиц, определенных в законе. Так, для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, поскольку усыновление прекращает правовые связи между ними и ребенком.
Согласие родителей не требуется, если они (ст. 130 СК РФ):
- неизвестны,
- признаны судом недееспособными,
- лишены судом родительских прав,
- по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
При этом между усыновителями и усыновленными возникают такие же юридические отношения (в том числе личные неимущественные и имущественные отношения) как между родителями и родными детьми по происхождению.
Отмена усыновления
Усыновление может быть отменено в судебном порядке в следующих случаях:
- уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей;
- злоупотребления этими правами;
- жестокого обращения с усыновленными.
При этом согласие ребенка на отмену усыновления не требуется.
Особенности усыновления:
- сохраняются все личные и имущественные отношения между усыновителями и усыновленным (права наследования и др.), в том числе по достижению ребенком совершеннолетия.
- возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
- оформляется дольше, по сравнению с другими формами устройства, так как требуется решения суда.
- государство не оказывает никакой особенной помощи после усыновления за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых семьям, имеющим детей, на общих основаниях.
- самые жесткие, по сравнению с другими формами устройства, требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилищно-бытовым условиям.
- не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен (на усыновление передаются лишь дети, единственный родитель).
Опека и попечительство над детьми
Опека (попечительство) – форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливается опека, в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство.
Назначение опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. требования к опекунам (попечителям) во многом идентичны требованиям к усыновителям. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При этом учитываются их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей, отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.
Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
В качестве опекунов (попечителей) часто выступают родственники, знакомые, которые взяли ребенка на воспитание.
Права и обязанности опекунов (попечителей) во многом сходны с родительскими. В частности, опекуны обязаны заботиться о содержании, воспитании и образовании ребенка, о его нравственном и физическом развитии. Опекуны совершают от имени малолетних сделки и осуществляют другие необходимые юридические действия, попечители дают согласие на совершение сделок, которые подростки совершают от своего имени.
Отличие опеки от родительских правоотношений состоит в том, что опека осуществляется под контролем органа опеки и попечительства. Кроме того, на содержание ребенка опекуну (попечителю) государством ежемесячно выплачиваются денежные средства.
Дети, находящиеся под опекой сохраняют право на получение алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат, право собственности или право пользования жилым помещением, право на общение со своими родственниками.
Основаниями для прекращения опеки и попечительства являются:
- достижение ребенком возраста соответственно 14 и 18 лет или его эмансипация;
- смерть опекуна (попечителя) или подопечного;
- возвращение несовершеннолетнего родителям;
- усыновление подопечного или помещение его в соответствующее детское учреждение;
- отстранение опекунов (попечителей), которое производится в случаях ненадлежащего выполнения им обязанностей. Последствием этого является невозможность в дальнейшем быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.
Особенности опеки и попечительства:
- ребенок имеет статус подопечного;
- опека устанавливается решением главы органа опеки и попечительства в течение 10 дней после обращения;
- на содержание подопечного ребенка в случаях, установленных законами субъектов РФ, опекуну ежемесячно выплачивается денежные средства;
- по исполнении опекаемому 18 лет ему может быть предоставлено жилье, если его у него не было;
- органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями жизни подопечного ребенка в семье опекуна (попечителя);
- не исключено появление кандидата в усыновители, поскольку усыновление является приоритетной формой устройства ребенка;
- нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны, за исключением случаев, когда родители лишены родительских прав;
- опека (попечительство) назначается на определенный срок, как правило, до совершеннолетия ребенка.
Приемная семья
Приемная семья представляет собой своего рода детский дом семейного типа, включающий в себя некоторые признаки института усыновления и опеки (попечительства).
Законодательством не устанавливается минимальное количество детей, которое может быть передано в приемную семью. Максимальное число приемных детей, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Для передачи в приемную семью ребенка, достигшего десяти лет, необходимо его согласие.
В отношении приемных родителей действуют те же ограничения, что и в отношении усыновителей. Приемные родители приобретают по отношению к приемному ребенку права и обязанности опекуна (попечителя). Между приемными родителями и приемными детьми не возникает алиментных и наследственных правоотношений. Приемные дети сохраняют право на алименты, получаемые до передачи в приемную семью, а также наследственные права в отношении родственников.
Основной особенностью приемной семьи является то, что она образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Этот договор по юридической сущности является договором возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ)
Основанием для заключения договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению прилагаются заключение органов опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, а также соответствующие документы. В договоре предусматриваются обязанности приемных родителей (воспитание ребенка, создание необходимых условий для получения им образования, забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение защиты прав и интересов ребенка и др.). Орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно перечислять денежные средства на ребенка и другие выплаты, а также обеспечивать жильем, мебелью и другими необходимыми вещами.
Особенности приемной семьи:
- требования к кандидатам такие же, как и при назначении опеки (попечительства). единственное отличие – предварительное обучение.
- на содержание ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства.
-предусмотрены различные меры социальной поддержки приемных семей, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.
- могут выплачиваться целевые средства на ремонт, дополнительно выплачивается размер прожиточного минимума – на каждого ребёнка до трёх лет, ребёнка-инвалида или с отклонениями в развитии.
- по исполнении приемному ребенку 18 лет ему может быть предоставлено жилье, если его у него не было.
- постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
- приемный родитель должен заключить договор с органом опеки и попечительства о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
- возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка, когда это не противоречит интересам ребенка.
Советы психолога приёмным родителям
Основные принципы регулирования поведения приёмного ребенка.
Попадая в семью, первое время ребенок демонстрирует достаточно проблемное поведение. Он с удовольствием выполняет все требования, охотно принимает все указания, откликается на просьбы (медовый месяц). Это время самое благоприятное для установления контакта. Именно сейчас его знакомят с режимом дня, с правилами поведения в семье. Несколько советов, знание которых поможет выбрать правильную тактику в регулировании поведения ребенка.
Учить, а не искоренять.
Правило поведения должно четко указывать на то, ребенок должен делать, вместо того, чтобы заострять внимание на том, чего он не должен делать. Вместо запрета (нельзя…) употребить такое правило, в котором названо, что нужно делать (надо…). Только в тех случаях, когда это невозможно, тогда правило поведения необходимо сформулировать в форме запрета (Нельзя зажигать газ).
Язык правила должен быть понятен всем.
Формулируя правила поведения важно использовать язык понятный ребенку, и не употреблять трудных слов. · Объясняйте, зачем нужны правила. Предпочтительно, чтобы правило исходило из интересов ребенка. Если интересы ребенка нечетко отражены в данном правиле, оно должно исходить из интересов других членов семьи.
Правила должны быть гибкими.
Если правило не оправдывает себя, его быстро заменяют другим. В этот период важно дать ребенку понять, что его здесь ждали, к его появлению готовились все члены семьи.
Когда «ничего не хочется».
Вообще, практически поголовная беда всех детей из учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей – неумение себя занимать. Вы им – «пойдем в театр, в музей», а они – «не хочу, лучше дома телек посмотрю…» Иногда придется развлекать и культурную программу «вдалбливать».
Стоит ли опасаться «дурной наследственности»?
«Если этот вопрос не дает покоя, то лучше не предпринимать такой серьезный шаг, как усыновление или удочерение. Многие родители в каждом поступке приемного ребенка видят следы «дурной наследственности», совершенно забывая, что родные дети тоже не всегда ведут себя идеально. То же самое можно сказать о наследственных заболеваниях. Никто из нас точно не знает всех отклонений по здоровью, которые наблюдались в прошлых поколениях.
Предугадать или предотвратить наследственную болезнь нельзя – ни у родного, ни у приемного малыша, ни у самих родителей. С уверенностью можно утверждать, что «ген алкоголизма» или «ген преступности» не существует.
Да, ребенок может унаследовать темперамент родных родителей, но в этом нет ничего «дурного», под особенности характера можно приспособиться».
Что делать, если хочется вернуть ребенка в детский дом?
«Желание вернуть ребенка обратно обычно возникает, когда родители не до конца понимают, что в их жизни произойдут изменения. Дети – это не только радость и веселье, но и ежедневный труд. Хорошо, что существуют Школы приемного родителя. Они нужны, чтобы у родителей было правильное восприятие последствий поступка, который они хотят совершить. Но если факт свершился – ребенок в семье, а мысли вернуть его становятся все навязчивей – нужно настроить себя на преодоление этой проблемы. Вспомните, ради чего вы встали на путь усыновления. Что вами руководило?»
Ищите позитивные моменты в общении с ребенком, открывайте его положительные качества. Проводите вместе больше времени. Не просто так, а за каким-нибудь увлекательным занятием. Введите семейные традиции, для поддерживания которых необходимо будет участие ребенка.
Как научить приемного ребенка говорить родителям «мама и папа»?
«Приучить» или «заставить» ребенка называть приемных родителей мамой и папой нельзя. Когда малыш почувствует, что готов, он сам произнесет нужные слова. Но очень важно сказать ребенку, что вы не против, чтобы он говорил вам «мама» и «папа». Ведь ребенок может стесняться и бояться первым произносить эти слова» .
Приемный ребенок спрашивает, почему его бросили. Как ему ответить?
«Самый лучший путь – говорить с ребенком с помощью философских понятий. Объясните, что жизнь может складываться не так, как мы хотим, у всех разные обстоятельства. И слово «бросили» - не совсем верно. Почему бы не подумать о том, что родные родители дали шанс ребенку жить в лучших условиях? Скажите, что теперь у ребенка есть семья, это – вы, и вы очень его любите».
Как приучить приемного ребенка к порядку?
«Тут важно понимать, что у каждого своего представления о порядке. Например, иногда родители раскладывают книги и тетради ребенка по ровным стопочкам, ругают его за неопрятность. Но ведь подобное отношение к вещам малыша – нарушение личного пространства ребенка. Некоторые особенности нужно принять и не пытаться переделать малыша. Вы можете установить свои правила, но лучше создавать их совместно. Родители сами должны неукоснительно следовать своим требованиям. Если после еды нужно мыть посуду – то ее моют все. И мама, и папа, и ребенок. Малыша нужно хвалить, когда он делает что-то правильно. И поменьше заострять внимание, если он делает что-то не так».
Отдел опеки и попечительства комитета образования администрации МО «Тосненский район Ленинградской области»
Адрес: 187000, Россия, Ленинградская область, Тосненский район, г. Тосно, ул. Советская, 10А.
Телефоны: 8-800-350-84-36 — бесплатная горячая линия: продажа недвижимости с несовершеннолетними собственниками, оформление опеки, смена фамилии, использование ипотеки, заявления, справки и др. юридические вопросы.
Электронная почта: opeka1960@yandex.ru
Формы устройства детей
«Я горжусь собой. Я хорошо осознаю свою ценность и важность того, что я делаю. Мой мальчик вырос и работает. Он завел семью и воспитывает своего ребенка… Всего этого могло с ним и не случиться, если бы не я. Сколько подростков после детского дома оказываются в тюрьме… ».
«Моя приемная дочка – для меня настоящая находка! У нее такой заряд бодрости и энергии, какого я не нахожу ни у себя, ни у своей собственной дочери. Это вдохновляет и поддерживает всех нас».
Некоторые семьи рассказывают нам, что появление приемного ребенка меняет отношение к собственному ребенку в лучшую сторону. Когда мы стараемся чему-то научить приемного ребенка, приобщить его к чему-то доброму, то и кровный ребенок включается в эту работу. Он помогает обучать приемного, он соперничает с ним и потому тоже приобщается к тому, к чему ранее не был склонен, он начинает критичнее относиться к себе, понимая как родителям нелегко воспитывать приемного ребенка. Если семья сталкивается с реальными трудностями и справляется с ними, то эта совместная деятельность объединяет как супругов, так и родителей с детьми.
По всем вопросам принятия решения надо обратиться в органы опеки и попечительства по месту регистрации.
Какие существуют формы семейного устройства детей
Семейный кодекс предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
1. Усыновление (удочерение);
2. Опека (попечительство);
3. Передача в приемную семью;
4. Устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др.).
«Моя приемная дочка – для меня настоящая находка! У нее такой заряд бодрости и энергии, какого я не нахожу ни у себя, ни у своей собственной дочери. Это вдохновляет и поддерживает всех нас».
Некоторые семьи рассказывают нам, что появление приемного ребенка меняет отношение к собственному ребенку в лучшую сторону. Когда мы стараемся чему-то научить приемного ребенка, приобщить его к чему-то доброму, то и кровный ребенок включается в эту работу. Он помогает обучать приемного, он соперничает с ним и потому тоже приобщается к тому, к чему ранее не был склонен, он начинает критичнее относиться к себе, понимая как родителям нелегко воспитывать приемного ребенка. Если семья сталкивается с реальными трудностями и справляется с ними, то эта совместная деятельность объединяет как супругов, так и родителей с детьми.
По всем вопросам принятия решения надо обратиться в органы опеки и попечительства по месту регистрации.
Какие существуют формы семейного устройства детей
Семейный кодекс предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
1. Усыновление (удочерение);
2. Опека (попечительство);
3. Передача в приемную семью;
4. Устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др.).
Усыновление
Усыновление (удочерение) – это приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Условия и порядок усыновления:
- в настоящее время усыновление производится только судом (ранее осуществлялось органами опеки и попечительства).
- в качестве усыновленных могут быть только несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей. По достижении ребенком десяти лет необходимо его согласие. усыновление братьев и сестер разными лицами как правило, не допускается.
- одним из важнейших условий усыновления является согласие лиц, определенных в законе. Так, для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, поскольку усыновление прекращает правовые связи между ними и ребенком.
Согласие родителей не требуется, если они (ст. 130 СК РФ):
- неизвестны,
- признаны судом недееспособными,
- лишены судом родительских прав,
- по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
При этом между усыновителями и усыновленными возникают такие же юридические отношения (в том числе личные неимущественные и имущественные отношения) как между родителями и родными детьми по происхождению.
Отмена усыновления
Усыновление может быть отменено в судебном порядке в следующих случаях:
- уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей;
- злоупотребления этими правами;
- жестокого обращения с усыновленными.
При этом согласие ребенка на отмену усыновления не требуется.
Особенности усыновления:
- сохраняются все личные и имущественные отношения между усыновителями и усыновленным (права наследования и др.), в том числе по достижению ребенком совершеннолетия.
- возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
- оформляется дольше, по сравнению с другими формами устройства, так как требуется решения суда.
- государство не оказывает никакой особенной помощи после усыновления за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых семьям, имеющим детей, на общих основаниях.
- самые жесткие, по сравнению с другими формами устройства, требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилищно-бытовым условиям.
- не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен (на усыновление передаются лишь дети, единственный родитель).
Опека и попечительство над детьми
Опека (попечительство) – форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливается опека, в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство.
Назначение опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. требования к опекунам (попечителям) во многом идентичны требованиям к усыновителям. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При этом учитываются их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей, отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.
Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
В качестве опекунов (попечителей) часто выступают родственники, знакомые, которые взяли ребенка на воспитание.
Права и обязанности опекунов (попечителей) во многом сходны с родительскими. В частности, опекуны обязаны заботиться о содержании, воспитании и образовании ребенка, о его нравственном и физическом развитии. Опекуны совершают от имени малолетних сделки и осуществляют другие необходимые юридические действия, попечители дают согласие на совершение сделок, которые подростки совершают от своего имени.
Отличие опеки от родительских правоотношений состоит в том, что опека осуществляется под контролем органа опеки и попечительства. Кроме того, на содержание ребенка опекуну (попечителю) государством ежемесячно выплачиваются денежные средства.
Дети, находящиеся под опекой сохраняют право на получение алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат, право собственности или право пользования жилым помещением, право на общение со своими родственниками.
Основаниями для прекращения опеки и попечительства являются:
- достижение ребенком возраста соответственно 14 и 18 лет или его эмансипация;
- смерть опекуна (попечителя) или подопечного;
- возвращение несовершеннолетнего родителям;
- усыновление подопечного или помещение его в соответствующее детское учреждение;
- отстранение опекунов (попечителей), которое производится в случаях ненадлежащего выполнения им обязанностей. Последствием этого является невозможность в дальнейшем быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.
Особенности опеки и попечительства:
- ребенок имеет статус подопечного;
- опека устанавливается решением главы органа опеки и попечительства в течение 10 дней после обращения;
- на содержание подопечного ребенка в случаях, установленных законами субъектов РФ, опекуну ежемесячно выплачивается денежные средства;
- по исполнении опекаемому 18 лет ему может быть предоставлено жилье, если его у него не было;
- органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями жизни подопечного ребенка в семье опекуна (попечителя);
- не исключено появление кандидата в усыновители, поскольку усыновление является приоритетной формой устройства ребенка;
- нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны, за исключением случаев, когда родители лишены родительских прав;
- опека (попечительство) назначается на определенный срок, как правило, до совершеннолетия ребенка.
Приемная семья
Приемная семья представляет собой своего рода детский дом семейного типа, включающий в себя некоторые признаки института усыновления и опеки (попечительства).
Законодательством не устанавливается минимальное количество детей, которое может быть передано в приемную семью. Максимальное число приемных детей, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Для передачи в приемную семью ребенка, достигшего десяти лет, необходимо его согласие.
В отношении приемных родителей действуют те же ограничения, что и в отношении усыновителей. Приемные родители приобретают по отношению к приемному ребенку права и обязанности опекуна (попечителя). Между приемными родителями и приемными детьми не возникает алиментных и наследственных правоотношений. Приемные дети сохраняют право на алименты, получаемые до передачи в приемную семью, а также наследственные права в отношении родственников.
Основной особенностью приемной семьи является то, что она образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Этот договор по юридической сущности является договором возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ)
Основанием для заключения договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению прилагаются заключение органов опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, а также соответствующие документы. В договоре предусматриваются обязанности приемных родителей (воспитание ребенка, создание необходимых условий для получения им образования, забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение защиты прав и интересов ребенка и др.). Орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно перечислять денежные средства на ребенка и другие выплаты, а также обеспечивать жильем, мебелью и другими необходимыми вещами.
Особенности приемной семьи:
- требования к кандидатам такие же, как и при назначении опеки (попечительства). единственное отличие – предварительное обучение.
- на содержание ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства.
-предусмотрены различные меры социальной поддержки приемных семей, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.
- могут выплачиваться целевые средства на ремонт, дополнительно выплачивается размер прожиточного минимума – на каждого ребёнка до трёх лет, ребёнка-инвалида или с отклонениями в развитии.
- по исполнении приемному ребенку 18 лет ему может быть предоставлено жилье, если его у него не было.
- постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
- приемный родитель должен заключить договор с органом опеки и попечительства о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
- возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка, когда это не противоречит интересам ребенка.
Советы психолога приёмным родителям
Основные принципы регулирования поведения приёмного ребенка.
Попадая в семью, первое время ребенок демонстрирует достаточно проблемное поведение. Он с удовольствием выполняет все требования, охотно принимает все указания, откликается на просьбы (медовый месяц). Это время самое благоприятное для установления контакта. Именно сейчас его знакомят с режимом дня, с правилами поведения в семье. Несколько советов, знание которых поможет выбрать правильную тактику в регулировании поведения ребенка.
Учить, а не искоренять.
Правило поведения должно четко указывать на то, ребенок должен делать, вместо того, чтобы заострять внимание на том, чего он не должен делать. Вместо запрета (нельзя…) употребить такое правило, в котором названо, что нужно делать (надо…). Только в тех случаях, когда это невозможно, тогда правило поведения необходимо сформулировать в форме запрета (Нельзя зажигать газ).
Язык правила должен быть понятен всем.
Формулируя правила поведения важно использовать язык понятный ребенку, и не употреблять трудных слов. · Объясняйте, зачем нужны правила. Предпочтительно, чтобы правило исходило из интересов ребенка. Если интересы ребенка нечетко отражены в данном правиле, оно должно исходить из интересов других членов семьи.
Правила должны быть гибкими.
Если правило не оправдывает себя, его быстро заменяют другим. В этот период важно дать ребенку понять, что его здесь ждали, к его появлению готовились все члены семьи.
Когда «ничего не хочется».
Вообще, практически поголовная беда всех детей из учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей – неумение себя занимать. Вы им – «пойдем в театр, в музей», а они – «не хочу, лучше дома телек посмотрю…» Иногда придется развлекать и культурную программу «вдалбливать».
Стоит ли опасаться «дурной наследственности»?
«Если этот вопрос не дает покоя, то лучше не предпринимать такой серьезный шаг, как усыновление или удочерение. Многие родители в каждом поступке приемного ребенка видят следы «дурной наследственности», совершенно забывая, что родные дети тоже не всегда ведут себя идеально. То же самое можно сказать о наследственных заболеваниях. Никто из нас точно не знает всех отклонений по здоровью, которые наблюдались в прошлых поколениях.
Предугадать или предотвратить наследственную болезнь нельзя – ни у родного, ни у приемного малыша, ни у самих родителей. С уверенностью можно утверждать, что «ген алкоголизма» или «ген преступности» не существует.
Да, ребенок может унаследовать темперамент родных родителей, но в этом нет ничего «дурного», под особенности характера можно приспособиться».
Что делать, если хочется вернуть ребенка в детский дом?
«Желание вернуть ребенка обратно обычно возникает, когда родители не до конца понимают, что в их жизни произойдут изменения. Дети – это не только радость и веселье, но и ежедневный труд. Хорошо, что существуют Школы приемного родителя. Они нужны, чтобы у родителей было правильное восприятие последствий поступка, который они хотят совершить. Но если факт свершился – ребенок в семье, а мысли вернуть его становятся все навязчивей – нужно настроить себя на преодоление этой проблемы. Вспомните, ради чего вы встали на путь усыновления. Что вами руководило?»
Ищите позитивные моменты в общении с ребенком, открывайте его положительные качества. Проводите вместе больше времени. Не просто так, а за каким-нибудь увлекательным занятием. Введите семейные традиции, для поддерживания которых необходимо будет участие ребенка.
Как научить приемного ребенка говорить родителям «мама и папа»?
«Приучить» или «заставить» ребенка называть приемных родителей мамой и папой нельзя. Когда малыш почувствует, что готов, он сам произнесет нужные слова. Но очень важно сказать ребенку, что вы не против, чтобы он говорил вам «мама» и «папа». Ведь ребенок может стесняться и бояться первым произносить эти слова» .
Приемный ребенок спрашивает, почему его бросили. Как ему ответить?
«Самый лучший путь – говорить с ребенком с помощью философских понятий. Объясните, что жизнь может складываться не так, как мы хотим, у всех разные обстоятельства. И слово «бросили» - не совсем верно. Почему бы не подумать о том, что родные родители дали шанс ребенку жить в лучших условиях? Скажите, что теперь у ребенка есть семья, это – вы, и вы очень его любите».
Как приучить приемного ребенка к порядку?
«Тут важно понимать, что у каждого своего представления о порядке. Например, иногда родители раскладывают книги и тетради ребенка по ровным стопочкам, ругают его за неопрятность. Но ведь подобное отношение к вещам малыша – нарушение личного пространства ребенка. Некоторые особенности нужно принять и не пытаться переделать малыша. Вы можете установить свои правила, но лучше создавать их совместно. Родители сами должны неукоснительно следовать своим требованиям. Если после еды нужно мыть посуду – то ее моют все. И мама, и папа, и ребенок. Малыша нужно хвалить, когда он делает что-то правильно. И поменьше заострять внимание, если он делает что-то не так».
Отдел опеки и попечительства комитета образования администрации МО «Тосненский район Ленинградской области»
Адрес: 187000, Россия, Ленинградская область, Тосненский район, г. Тосно, ул. Советская, 10А.
Телефоны: 8-800-350-84-36 — бесплатная горячая линия: продажа недвижимости с несовершеннолетними собственниками, оформление опеки, смена фамилии, использование ипотеки, заявления, справки и др. юридические вопросы.
Электронная почта: opeka1960@yandex.ru
Баженова Лариса Владимировна
Заместитель председателя комитета образования-начальник отдела опеки и попечительства (разрешение родительских споров по воспитанию детей, выдаче разрешений в Банк на снятие денежных вкладов (пенсий по случаю потери кормильца и инвалидности)
Телефон: +7 (81361) 28-305
Самсонова Наталья Геннадьевна
Главный специалист по вопросам лишения (ограничения) родительских прав, восстановлению в родительских правах, профилактике социального сиротства (кабинет 7)
Телефон: +7 (81361) 25-814
Калугина Елена Викторовна
Главный специалист по вопросам профилактики социального сиротства, выявления и учета, передачи детей по государственному банку данных о детях (кабинет 5)
Телефон: +7 (81361) 25-814
Стаценко Юлия Павловна
Главный специалист по вопросам назначения опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей на территории: г. Никольское, пос. Ульяновка, пос. Красный Бор, пос. Федоровское, постинтернатное сопровождение выпускников организаций (кабинет 8)
Телефон: +7 (81361) 24-336
Антонова Марина Васильевна
Главный специалист по вопросам выдачи разрешений на отчуждение жилья несовершеннолетних, усыновление (удочерение) (кабинет 8)
Телефон: +7 (81361) 24-336
Авилкина Татьяна Викторовна
Ведущий специалист по вопросам признания совершеннолетних граждан недееспособным, установление опеки над недееспособными совершеннолетними гражданами, выдача разрешения на вступление в брак несовершеннолетних, изменение имени и фамилии н/л, выдача разрешения на заключение трудового договора н/л лицам (кабинет 8)
Телефон: +7 (81361) 24-336
Марчук Наталья Валериевна
Главный специалист сектора по обеспечению контроля за соблюдением и защитой прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформление опеки в отношении н/л, оформление приемной семьи (кабинет 8)
Телефон: +7 (81361) 24-336
Пескова Ксения Владимировна
Ведущий специалист сектора по обеспечению контроля за соблюдением и защитой прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кабинет 8)
Телефон: +7 (81361) 24-336
Тихонова Оксана Михайловна
Заведующий сектором по обеспечению контроля за соблюдением и защитой прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кабинет 9)
Телефон: +7 (8136) 28-287
Баженова Лариса Николаевна
Ведущий специалист по вопросам назначения оплаты и возмещения доли ребенка за пользование жилых помещений, проверки сохранности жилых помещений (кабинет 14)
Телефон: +7 (81361) 21-994
Заместитель председателя комитета образования-начальник отдела опеки и попечительства (разрешение родительских споров по воспитанию детей, выдаче разрешений в Банк на снятие денежных вкладов (пенсий по случаю потери кормильца и инвалидности)
Телефон: +7 (81361) 28-305
Самсонова Наталья Геннадьевна
Главный специалист по вопросам лишения (ограничения) родительских прав, восстановлению в родительских правах, профилактике социального сиротства (кабинет 7)
Телефон: +7 (81361) 25-814
Калугина Елена Викторовна
Главный специалист по вопросам профилактики социального сиротства, выявления и учета, передачи детей по государственному банку данных о детях (кабинет 5)
Телефон: +7 (81361) 25-814
Стаценко Юлия Павловна
Главный специалист по вопросам назначения опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей на территории: г. Никольское, пос. Ульяновка, пос. Красный Бор, пос. Федоровское, постинтернатное сопровождение выпускников организаций (кабинет 8)
Телефон: +7 (81361) 24-336
Антонова Марина Васильевна
Главный специалист по вопросам выдачи разрешений на отчуждение жилья несовершеннолетних, усыновление (удочерение) (кабинет 8)
Телефон: +7 (81361) 24-336
Авилкина Татьяна Викторовна
Ведущий специалист по вопросам признания совершеннолетних граждан недееспособным, установление опеки над недееспособными совершеннолетними гражданами, выдача разрешения на вступление в брак несовершеннолетних, изменение имени и фамилии н/л, выдача разрешения на заключение трудового договора н/л лицам (кабинет 8)
Телефон: +7 (81361) 24-336
Марчук Наталья Валериевна
Главный специалист сектора по обеспечению контроля за соблюдением и защитой прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформление опеки в отношении н/л, оформление приемной семьи (кабинет 8)
Телефон: +7 (81361) 24-336
Пескова Ксения Владимировна
Ведущий специалист сектора по обеспечению контроля за соблюдением и защитой прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кабинет 8)
Телефон: +7 (81361) 24-336
Тихонова Оксана Михайловна
Заведующий сектором по обеспечению контроля за соблюдением и защитой прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кабинет 9)
Телефон: +7 (8136) 28-287
Баженова Лариса Николаевна
Ведущий специалист по вопросам назначения оплаты и возмещения доли ребенка за пользование жилых помещений, проверки сохранности жилых помещений (кабинет 14)
Телефон: +7 (81361) 21-994
График приёма:
понедельник: 09:00 - 13:00
четверг: 14:00 - 17:00
понедельник: 09:00 - 13:00
четверг: 14:00 - 17:00